Эпитет, прилагаемый к мозаичному изображению Божией Матери «Оранта» в соборе Св. Софии в Киеве, которое стало его храмовым образом - «иконой Дома Премудрости Господней» (Попова, Сарабьянов. 2017. С. 43). Величественная фигура Богоматери в конхе центральной апсиды осеняет все внутреннее пространство собора: Пресв. Богородица представлена с воздетыми руками (жест орации, отсюда - Оранта) в молении перед лицом Христа Вседержителя, изображенного в куполе собора.
Прототипом софийского образа, по мнению исследователей, было изображение Богоматери «Оранты» во влахернской часовне Агия-Сорос. Этот влахернский образ, известный также на монетах визант. императоров, считался охранителем стен К-поля. Об изображенной в апсиде к-польской ц. Пресв. Богородицы Фаросской (Фаросская церковь, 864) Божией Матери «Оранты», как о Покровительнице и Заступнице, говорил в гомилии патриарх Фотий: «Дева, поднявшая за нас свои чистые руки и посылающая царю спасение и на врагов одоление» (Лазарев. 1960. С. 29. Примеч. 70). Среди дошедших до наст. времени мозаичных изображений Божией Матери «Оранты» в апсидах храмов (в кафоликоне мон-ря Неа-Мони, 1042-1056; в соборе в Чефалу, 1148) мозаика Св. Софии Киевской является самой ранней (Там же. С. 102). Образ «Оранты» был повторен во мн. храмах Руси кон. XI - нач. XII в.: в конхе Успенской ц. Киево-Печерского мон-ря (80-е гг. XI в.), в соборе Св. Софии Новгородской (1108-1109), в соборе киевского Михайловского Златоверхого мон-ря (ок. 1112), в Спасской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке (ок. 1113) и др. (Попова, Сарабьянов. 2017. С. 47. Примеч. 73; Этингоф. 2000. С. 146).
Перенесенный на киевский образ эпитет «Н. С.», выражающий его охранительную символику, присутствует в богослужебных текстах: «Радуйся, Царствия нерушимая стено» (Акафист Пресв. Богородице, икос 12); «Спаси от бед рабы Твоя Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству» (Песнь 3-я Канона молебного ко Пресв. Богородице). Применительно к киевской «Оранте» название «Н. С.» возникло в устной традиции как выражение идеи небесного заступничества. В 1-м фундаментальном описании Софийского собора в Киеве, составленном митр. Евгением (Болховитиновым) (1825), об образе «Оранты» говорится: «За невредимое доныне сохранение сей картины богомольцы называют икону сию стеною нерушимою и особенно благоговеют к ней» (Евгений (Болховитинов). 1825. С. 42). Объясняя название софийского изображения Богоматери, Ф. И. Титов писал, «что оно сохраняется нерушимо и неповрежденно со времени написания его» (Титов. 1910. С. 125). Среди киевлян было распространено поверье, что, пока стоит Оранта в молении, будет стоять Киев.
К чудотворному образу во 2-й пол. ХIХ в. прибегали с молитвой «во всех житейских случаях, а женщины, в особенности киевские, даже римско-католического вероисповедания… во время разрешения от бремени, и многия пред тем просят об отправлении пред сим ликом Богоматери молебна с акафистом» (Сементовский. 1864. С. 102). По средам перед этим образом в Софийском соборе совершалось чтение Акафиста Покрову Пресв. Богородицы (Титов. 1910. С. 125).
Во 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в. получили распространение иконы Божией Матери «Н. С.», воспроизводящие иконографию мозаичного образа «Оранты» собора Св. Софии Киевской (икона в киоте в боковом нефе Владимирского собора в Киеве). Местночтимая икона «Н. С.» с поясным изображением Божией Матери «Оранты» (нач. ХХ в.) находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Никольского Енотаевского р-на Астраханской обл.; прославилась чудотворениями с 2001 г. Почитаемая икона «Н. С.» с фигурой Божией Матери в сиянии из диагонально расходящихся золотых лучей (XIX в.) в 60-х гг. XX в. появилась в московском храме во имя апостолов Петра и Павла в Лефортове.
Во 2-й пол. ХХ в. открываются храмы, освященные в честь иконы Божией Матери «Н. С.»: на хуторе Садки Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края, в дер. Изотино Южского р-на Ивановской обл., в пос. Гаспра городского окр. Ялта. В честь этой иконы освящен жен. мон-рь, открытый в 2002 г. в г. Апшеронске Краснодарского края.
Архиеп. Сергий (Спасский) привел «Н. С.» в числе икон Богоматери с неизвестными днями празднования (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 539). В своде чудотворных икон Божией Матери С. И. Снессоревой сообщается, что празднование иконе «Нерушимая Стена» установлено в Неделю всех святых (Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 410-411).
Во 2-й пол. ХХ в. написан Акафист Пресв. Богородице пред иконой «Нерушимая Стена» (см. икос 7 - «девять столетий неврежден сохрани»). Тропарь иконе - «Яко нерушимую стену и всемощный покров…».